Ключевые факторы
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
Задача организации
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Вестник
современной науки
Международный электронный
научный  журнал
Публикует последние научные достижения российских и зарубежных исслователей
Телефон:
С 9:00 до 20:00, ВС: Выходной
xcvrey8
Консультация бесплатно
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
768ghgv
Опыт более
10 лет
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
/
2
/
2

Егорова Анна Алексеевна

← Предыдущая Следующая →
Егорова Анна Алексеевна

УДК 37.018.43:004:811.161.1’243

Егорова Анна Алексеевна

магистрант направления «Русский как иностранный» факультета филологии Оренбургский государственный университет

e-mail: egorova_anna4@mail.ru

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

 

Аннотация. В статье анализируются определения термина «образовательная платформа», предлагается его уточнение с рекомендацией последующего включения в Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. Обоснованы структурные разделы программы обучения и обеспечения курса русскому языку иностранных студентов. Кратко охарактеризовано использование образовательных платформ Moodle, «Универсариум», «Gramota.ru», «Русский Мир», Европейская сеть образования EUNET с их достоинствами и недостатками. Описан педагогический опыт использования образовательной платформы Moodle в Оренбургском государственном университете

Ключевые слова: термин «образовательная платформа», русский язык как иностранный, преподавание русского языка, программы обучения русскому языку, использование образовательных платформ.

 

Egorova Anna Alekseevna

master's degree in Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology

Orenburg State University

e-mail: egorova_anna4@mail.ru

 

USING SEPARATE EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE FRAMEWORK OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

 

Abstract. The article analyzes the definitions of the term «educational platform», suggests its clarification with the recommendation of its subsequent inclusion in the Federal Law «On Education in the Russian Federation» №. 273-FL. The structural sections of the program of teaching and providing the Russian language course to foreign students are justified. The use of Moodle, «Universarium», and other educational platforms is briefly described, «Gramota.ru», «Russian World», the European Education Network EUNET with their advantages and disadvantages. The article describes the pedagogical experience of using the Moodle educational platform at Orenburg State University.

Key words: the term «educational platform», russian as a foreign language, teaching Russian, russian language training programs, using educational platforms.

 

С марта 2020 года по февраль 2021 года произошел переход от постиндустриального к цифровому развитию технологий в обучении во всех областях науки и техники, и конечно, русскому языку как иностранному. Все российские ВУЗы в условиях пандемии COVID-19 перешли на дистанционное обучение с использованием образовательных платформ Интернет-ресурсов. Данный процесс не мог не оказать влияния и на методику преподавания русского языка как иностранного. На международной арене рынка образовательных услуг преподаватели должны владеть цифровыми компетенциями и работать в свое удовольствие с образовательными платформами в процессе преподавания русского языка как иностранного, чтобы сохранять свою конкурентоспособность. Однако методическое сопровождение как инновационная форма взаимодействия отдельных образовательных платформ пока не обладает необходимым потенциалом для решения указанной проблемы, это и обусловило выбор темы исследования.

Проблема методического ресурса в преподавании русского языка как иностранного с использованием образовательных платформ активно разрабатывалась в работах многих авторов, в числе которых: Голошумова Г.С., Чернова О.Е., Тимиров Ф.Ф. и Ежов С.Г. [1], Жильцов В.А. и Чердаков О.И.[2], Курдюмова И.М. [3], Тиунова Н.Н.[9], Хиллом Д. [10].

Цель исследования – проанализировать и обосновать использование отдельных образовательных платформ в рамках преподавания русского языка как иностранного. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа: обобщение данных в различных областях педагогики, информационных технологий и лингводидактики, в рамках интеграции их междисциплинарности; обобщение опыта преподавателей русского языка как иностранного при использовании образовательных платформ в процессе обучения в высших учебных заведениях РФ; моделирование структурных схем в процессе наполнения курса «Русский язык» и размещения на образовательной платформе для иностранных обучающихся.

Объектом исследования является учебный процесс обучения русскому языку иностранных обучающихся.

Предмет исследования – использование образовательных платформ при формировании коммуникативной компетенции иностранных обучающихся русскому языку.

Обсуждение. Терминологический анализ предшествует изучению любого процесса, так как данное исследование посвящено образовательным платформам преподавания русского языка как иностранного, то представляется логичным дать определение образовательным платформам, и рассмотреть их особенности в предметной области «Русский язык как иностранный» (далее РКИ).

За последнее десятилетие в научной литературе понятию «образовательные платформы» уделено большое количество публикаций, в которых можно встретить различные трактовки этого термина (табл. 1).

 

Таблица 1 - Определения термина «Образовательная платформа»

Автор

Определяемое выражение

Определяющее выражение

 

Тиунова Н.Н.

Образовательная платформа

«Это ограниченный, личностно ориентированный интернет-ресурс или ограниченная интерактивная сеть подобных, полностью посвященных вопросам образования и развития, непременно содержащий учебные материалы и предоставляющий их пользователям на тех или иных условиях» [9, с. 107]

 

Хиллом Д.

Учебная платформа

«Это интегрированный набор интерактивных онлайн сервисов, которые поддерживают учителей, учащихся, родителей и других лиц, вовлеченных в образование, информацией, инструментами и ресурсами с тем, чтобы усилить образовательное воздействие и управление» [10, с. 105]

Голошумова Г.С., Чернова О.Е., Тимиров Ф.Ф., Ежов С.Г.

Электронная образовательная платформа

«Это компьютерная система, которая используется для размещения электронных образовательных ресурсов, как администраторами платформы, так и разработчиками ресурсов для размещения в сети» [1, с. 56]

 

Курдюмова И.М.

Образовательные платформы

 

 

 

Учебная платформа

«Это многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды» [3, с. 115]

 

«Это набор механизмов, которые работают совместно с тем, чтобы обеспечить ориентированное на ученика обучение посредством объединения образовательной теории, практики, технологии и содержания» [3, с. 116]

 

На наш взгляд, целесообразно закрепить методическое и техническое сопровождение определения «образовательная платформа» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ путем включения во вторую статью следующего пункта: «образовательная платформа – это компьютерная система, которая используется для размещения электронных образовательных ресурсов, позволяющих обучающему научно-преподавательскому составу и обучающимся осуществлять коммуникацию в процессе образовательной деятельности, использовать программные продукты, образовательный контент, при обеспечении управляющего воздействия административно-управленческого персонала в процессе реализации основных образовательных программ».

Назначение образовательной платформы по русскому языку – освободить преподавателей, чтобы они могли сосредоточиться на проведении качественных занятий по русскому языку для иностранцев. Структура программы подготовки иноязычных студентов формируется тремя направлениями, которые являются относительно самостоятельными и целостными блоками единого, системно организованного процесса профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному (рис. 1).

 

Структурные разделы программы обучения русскому языку как иностранных студентов

Общее владение русским языком

Культура речевого общения

Владение языком в учебно-научной сфере

Для повседневного общения

Для социально-культурной сферы

Для межкультурной коммуникации

Подготовка переводов

Дискуссионное общение

Для делового общения

Для научной речи

Учебное реферирование

 

 

Рисунок 1- Структурные разделы программы обучения иностранных студентов русскому языку (схема подготовлена автором)

 

Программа обучения русскому языку иноязычных обучающихся ориентирована на требования образовательных стандартов, типовых образовательных программ профессиональной подготовки иностранных студентов высших учебных заведений.

В основе обучения лежит учебно-методический комплекс дисциплины, составными частями которого выступают: 1) аннотация курса (новизна, объем учебной работы, структура курса, самостоятельная работа студентов, фонд оценочных средств); 2) программа курса (цели и задачи, требования к освоению курса – перечень компетенций, краткое содержание каждой темы курса, список рекомендуемой учебной литературы, учебно-тематический план курса).

На основе учебно-методического комплекса преподавателем разрабатывается курс дисциплины на образовательной платформе для обучения иностранных студентов русскому языку, рекомендуемая структура которого представлена на рисунке 2.

Образовательная программа,

Профессиональный модуль РКИ

Учебно-методический комплекс РКИ

Методическое руководство для преподавателя РКИ

Календарный план подготовки студента, изучающего РКИ

Лексический минимум каждого уровня РКИ.

 

Грамматика для каждого уровня

Оценочные (тестовые) материалы для промежуточной и итоговой аттестации каждого уровня РКИ

Учебно-методические материалы для студента, изучающего РКИ

Рекомендуемые учебники по РКИ

Узкопрофильные пособия по видам речевой деятельности РКИ

Лексико-грамматические упражнения для самостоятельной работы каждого уровня РКИ

Справочный материал по русской грамматике

Словари по общенаучной лексике на английском, французском, арабском, китайском, вьетнамском и других языках для студентов-иностранцев, изучающих РКИ

Тренировочные материалы для промежуточного итогового контроля каждого уровня РКИ

Программно-методические материалы для преподавателя РКИ

Рисунок 2 – Рекомендуемая структура курса «Русский как иностранный» для размещения на образовательной платформе (схема подготовлена автором)

 

 

Создатели образовательных платформ предлагают преподавателям русского языка использовать разные возможности в процессе обучения с учетом накопленного опыта. Так, в Оренбургском государственном университете преподавателями русского языка используется образовательная платформа Moodle в рамках преподавания дисциплины.

На образовательной платформе MoodleОренбургского государственного университета в процессе обучения русскому языку иностранцев обеспечивается обучение путем объединения образовательной теории, практики, технологии и содержания в информационном обмене между преподавателями и студентами, между самими иностранными студентами и студентами-носителями русского языка посредством интернет-технологий и прямого общения, используя форум, чат и другие механизмы.

Используя образовательную платформуMoodle, преподаватели русского языка Оренбургского государственного университета готовят и размещают на ней: 1) электронные учебные материалы в различных форматах: текст, аудио, видео; 2) творческие задания с использованием Интернет-ресурсов (мозговые атаки, дискуссии, деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач); 3) интерактивные задания; 4) тесты для контроля знаний; 5) практические упражнения и другие необходимые материалы.

Практические упражнения, размещаемые преподавателями в рамках своей дисциплины на образовательной платформе Moodle Оренбургского государственного университета, помогают слушать и понимать русский язык, развивают механизмы понимания и слуховой памяти у иностранных студентов, обеспечивают овладение фонетическими, лексическими и грамматическими знаниями русского языка для увеличения объема оперативной памяти студента.

Образовательная платформа Moodle Оренбургского государственного университета создает условия для выполнения оперативных действий на самой платформе ее пользователями (преподавателями, студентами и администраторами). Например, она позволяет преподавателям РКИ создавать тесты для студентов, в различных вариантах постановки вопроса: одно/мульти-онлайновый ответ; ответ с множественным выбором; эссе; истинный/ложный ответ «да» - «нет»; заполнение пропусков; шкала согласия и задания оффлайн. Эти инструменты помогают вовлекать обучающихся в образовательный процесс, просматривать письменные работы.

Недостатком образовательной платформы Moodle является трудоемкость при размещении лекционного и тестового материала к критериям образовательной платформы (например, после каждого пункта лекции, сразу размещать тесты для закрепления материала), что приводит к увеличению нагрузки на преподавателей.

Помимо образовательной платформы Moodle в Оренбургском государственном университете возможно использование и других образовательных платформ, в которых преподаватель русского языка разобрался. Для этого он может создать свой авторский курс по дисциплине РКИ на выбранной платформе, либо рекомендовать студентам уже готовый курс на той или иной образовательной платформе.

Рассмотрим, в качестве примера, образовательную платформу «Универсариум». Эта образовательная платформа, целью которой является создание сетевой межуниверситетской площадки обеспечивающей энциклопедическую предпрофессиональную подготовку и целевое профессиональное обучение конечных потребителей образовательной услуги, а также формирование и сохранение замотивированных обучающихся. Данная платформа представляет собой запись на онлайн лекции, ведущих преподавателей лучших ВУЗов страны. На платформе «Универсариум» можно записаться на интересующий курс и посмотреть его онлайн. Политика платформы такова, что знания нужно получать осознанно, то есть курс длится 7–10  недель в онлайн формате, а также включает в себя видео лекции, самостоятельную работу, домашнее задание и проверочный тест. Администраторы платформы, а также ведущие преподаватели следят за постоянным обновлением информации, ведь мир, а тем более язык не стоит на месте: он изменяется на постоянной основе. «Универсариум» удобен в качестве платформы, которая дает качественный материал, но не удобен тем, что отсутствует архив лекций.

«Gramota.ru» – научно-образовательная платформа. Один из самых популярных сайтов среди преподавателей русистов. Представляет собой справочно-информационный склад статей, здесь можно найти полезные словари, видео учебники, всевозможные библиографические источники и ссылки. Более того, эта образовательная платформа даёт возможность ознакомиться с материалами современных научных исследований в области русского языка. Платформа удобна в качестве поиска раздаточного материала для обучающихся русскому языку, но имеет неприятный минус в виде затрудненного поиска материала по платформе.

Образовательная платформа «Русский Мир» создана во исполнение указа президента РФ В. В. Путина от 21 июня 2007 года. Цель – популяризация русского языка, являющегося национальным достижением России и важным элементом российской и мировой культуры; поддержка программ изучения русского языка в России и за рубежом. На данной платформе можно найти одноименные журнал, телеканал и радио, которые всесторонне помогают в изучении русского языка как иностранного. Здесь представлены обновляющиеся новости из мира российской культуры. Данная платформа весьма полезна обучающимся своим огромным багажом программы «Золотые лекции русского мира». Платформа удобна в качестве вспомогательного материала изучения русского языка с разных сторон культуры. Однако необходимо отметить отсутствие обратной связи с гостем платформы.

Европейская сеть образования EUNET – образовательная платформа, которая представляет собой сеть европейских образовательных учреждений. Создателями образовательной платформы выступили неправительственные организации, распространяющие европейскую идею обучения среди подростков и взрослых. EUNET разрабатывает и распространяет методические и дидактические материалы по русскому языку. Обучение на платформе доступно для широкого круга пользователей. Платформа полезна в качестве повышения квалификации сотрудников европейских образовательных учреждений, обучающих русскому языку. Данная платформа имеет статус участника Совета Европы и потому часто инициирует различные европейские проекты; координирует и вовлекает граждан в образовательный процесс. На данной платформе можно зарегистрироваться и получить доступ к интересующим лекциям европейских учреждений и по другим направлениям. Минусом данной платформы является сложность и замысловатость сайта.

Краткий обзор образовательных платформ по обучению русскому языку иностранцев показал, что далеко не все программные оболочки разных образовательных платформ используются при разработке авторских курсов преподавателями РКИ для полноценного электронного обучения.

Мы согласны с Н.А. Жильцовым и О.И. Чердаковым, что в образовательную платформу следует включать два элемента: систему управления обучением и виртуальную образовательную среду. Первая предоставит возможность создать автоматизированную систему управления образовательным процессом. Вторая - объединит в образовательном контенте: электронные библиотеки, онлайн-курсы, дополнительную научную и учебную информацию» [2, С. 29].

Таким образом, в связи с использованием программно-информационных технологий в обучении необходимо закрепить в ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ определение термина «образовательная платформа». Также хотелось бы подчеркнуть, что каждая образовательная платформа имеет свои достоинства и недостатки разработки, поэтому преподавателю русского языка для иностранцев необходимо постоянно мониторить обновления программного контента платформы и приводить свой курс в соответствие с реализуемыми педагогическими компетенциями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голошумова Г.С. Использование электронных образовательных платформ в процессе формирования автономности студентов ВУЗа / Г.С. Голошумова, О.Е. Чернова, Ф.Ф. Тимиров, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 55-58.

2. Жильцов Н.А. Об образовательной платформе, онлайн-курсах и дистанционных технологиях / Н.А. Жильцов, О.И. Чердаков // Юридическое образование и наука. - 2020. - № 7.- С. 25-29.

3. Курдюмова И.М. Современные онлайн-платформы в образовании за рубежом: направления развития понятия / И.М. Курдюмова // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей VI Международной научно-практической конференции.5 апреля 2019г., Пенза. МНЦС «Наука и просвещение». В 2 ч. Ч. 2.1. – 2019. –180с. – С.114-118.

4. Сайт образовательной платформы «Универсариум» // Режим доступа:  https://universarium.org/courses (дата обращения: 04.06.2021)

5. Сайт образовательной платформы Федерального цента информационно-образовательных ресурсов / Автор-создатель: ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» // Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/982/47982 (дата обращения: 04.06.2021)

6. Сайт образовательной платформы «Русский мир» // Режим доступа: https://www.ros-edu.ru/#project (дата обращения: 04.06.2021)

7. Сайт образовательной платформы «Gramota.ru» // Режим доступа: http://gramota.ru/ (дата обращения: 04.06.2021)

8. Сайт образовательной платформы «Европейская сеть образования EUNET» // Режим доступа: http://www.european-net.org/ (дата обращения: 04.06.2021)

9. Тиунова Н.Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа / Н.Н. Тиунова // Инновации и технологии современного образования. - 2016. - № 2 (22). – С. 103-108.

10. Шахназарян В.М., Першикова Т.А. Использование системы Google Dox при проведении уроков русского языка// Русский язык в современном мире, 2011, с. 154

11. What is a Learning Platform? // Режим доступа: https://mfeldstein.com/what-is-a-learning-platform/ (дата обращения: 04.06.2021)

 

REFERENCES

1. Goloshumova G.S. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh platform v processe formirovaniya avtonomnosti studentov VUZa / G.S. Goloshumova, O.E. CHernova, F.F. Timirov, S.G. Ezhov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2017. – № 4 (65). – S. 55-58.

2. ZHil'cov N.A. Ob obrazovatel'noj platforme, onlajn-kursah i distancionnyh tekhnologiyah / N.A. ZHil'cov, O.I. CHerdakov // YUridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2020.- № 7. - S. 25-29.

3. Kurdyumova I.M. Sovremennye onlajn-platformy v obrazovanii za rubezhom: napravleniya razvitiya ponyatiya / I.M. Kurdyumova // Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya: sbornik statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.5 aprelya 2019g., Penza. MNCS «Nauka i prosveshchenie». V 2 ch. CH. 2.1. – 2019. – 180 s. – S. 114-118.

4. Sajt obrazovatel'noj platformy «Universarium» // Rezhim dostupahttps://universarium.org/courses (data obrashcheniya: 04.06.2021)

5. Sajt obrazovatel'noj platformy Federal'nogo centa informacionno-obrazovatel'nyh resursov / Avtor-sozdatel': FGAU GNII ITT «Informika» // Rezhim dostupa: http://window.edu.ru/resource/982/47982 (data obrashcheniya: 04.06.2021)

6. Sajt obrazovatel'noj platformy «Russkij mir» // Rezhim dostupa: https://www.ros-edu.ru/#project (data obrashcheniya: 04.06.2021)

7. Sajt obrazovatel'noj platformy «Gramota.ru» // Rezhim dostupa: http://gramota.ru/ (data obrashcheniya: 04.06.2021)

8. Sajt obrazovatel'noj platformy «Evropejskaya set' obrazovaniya EUNET» // Rezhim dostupa: http://www.european-net.org/ (data obrashcheniya: 04.06.2021)

9. Tiunova, N.N. Obrazovatel'nye platformy kak sredstvo intensifikacii professional'noj podgotovki studentov kolledzha / N.N. Tiunova // Innovacii i tekhnologii sovremennogo obrazovaniya. - 2016. - № 2 (22). – S. 103-108.

10. Shakhnazaryan V.M., Pershikova T.A. Ispolzovanie sistemy Google Dox pro provrdenii urokov russkogo yazika// Russiy yazik v sovremennom mire, 2011, p. 154

11. What is a Learning Platform? // Rezhim dostupa: https://mfeldstein.com/what-is-a-learning-platform/ (data obrashcheniya: 04.06.2021)

Оставить заявку
Напишите нам и наши специалисты перезвонят через 15 минут!
Контакты
Бесплатный звонок по России
ООО "Центр СНИ и ОТ"
ИНН 7726473433
ОГРН 1217700055980

e-mail: info@vestnikcs.ru
WhatsApp +7962 3617565
Электронная почта:
info@vestnikcs.ru
Наш адрес
г. Москва, ул. Болотниковская 5-3
Пн-Пт с 8.00 до 20.00
Copyright © 2021
Связаться с нами
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Оставить заявку
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена