Ключевые факторы
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
Задача организации
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Вестник
современной науки
Международный электронный
научный  журнал
Публикует последние научные достижения российских и зарубежных исслователей
Телефон:
С 9:00 до 20:00, ВС: Выходной
xcvrey8
Консультация бесплатно
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
768ghgv
Опыт более
10 лет
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
/
2
/
2

Гурули Лаура Михайловна, Алексидзе Марина Джондоевна

← Предыдущая Следующая →
Гурули Лаура Михайловна, Алексидзе Марина Джондоевна

Гурули Лаура Михайловна

преподаватель языкового центра

Тбилисский государственный университет им. Ив. Джавахишвили

lguruli@mail.ru

 

Алексидзе Марина Джондоевна

доктор филологических наук, профессор

ассоциированный профессор Института славистики

Тбилисский государственный университет им. Ив. Джавахишвили

malexidze@yahoo.com

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ

Аннотация. Одним из главных факторов при обучении иностранному языку, в частности русскому, является отбор художественного произведения. Работая с художественными текстами, учащиеся отрабатывают необходимые лексико-грамматические особенности русского языка, учатся извлекать из слова скрытые смыслы, понимать языковые единицы как в прямом, так и в переносном значении. В статье на примере проведенного занятия показаны способы использования ресурсов художественного текста с занимательным сюжетом для формирования речевых и грамматических навыков при обучении русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, художественный текст, работа с текстом, творческий потенциал.

Laura Guruli

Ivane Javakhishvili Tbilisi State University

Language center teacher

lguruli@mail.ru

Marina Aleksidze

Dr., as. Professor of the Institute of Slavic Studies

Ivane Javakhishvili Tbilisi State University

malexidze@yahoo.com

 

 

USE OF ARTISTIC TEXT RESOURCES IN RFL CLASSES
Annotation. One of the main factors in teaching a foreign language, in particular Russian, 
is the selection of work of fiction. Working with literary texts, students practice the necessary 
lexical and grammatical features of the Russian language, learn to extract hidden meanings f
rom the word, to understand linguistic units both in direct and figurative meaning. 
Using the example of the lesson, the article shows how to use the resources of a literary text with 
an entertaining plot for the formation of speech and grammatical skills in teaching Russian as a 
foreign language.
Keywords: modern educational technologies, work of fiction, work with text, creative potential

 

Перед современными преподавателями - практиками стоит  задача разработать комплекс образовательных технологий, которые позволили бы превратить учебную деятельность учащихся на занятиях по русскому языку в целенаправленную работу по формированию  лексико-грамматических и коммуникативных умений и навыков. Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов — от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала [4, с. 10].

Интерактивные технологии предполагают, что учащийся, получив информацию, активно ее перерабатывает в активном режиме, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов [5, с.3]. Интерактивное общение способствует умственному развитию учащихся и их познавательной активности. К группе интерактивных технологий относится развитие критического мышления через чтение и письмо.

Процесс познания невозможно представить без чтения и письма. Поэтому задача образовательной технологии - сформировать навыки работы с текстом, в основе которой – чтение и письмо. Организация работы в группах, различные приемы, которые способствуют успешной работе с информацией и многое другое связано с чтением и письмом. «В результате чтения текста происходит его осмысление, проводится языковой, смысловой, стилистический, композиционный анализ, построение высказывания по аналогии с текстом – образцом и, наконец, написание самостоятельных письменных сообщений» [2, с. 148].  Технология критического мышления через чтение и письмо предполагает активность ее субъектов и существование различных мировоззрений при отсутствии единой нормы восприятия и поведения [5, с. 4]. Учащиеся становятся главными действующими лицами занятия, на котором они «активно думают, вспоминают, обсуждают».  В этом случае основное значение приобретает текст в широком смысле слова, который считается приоритетным в процессе обучения. И на первый план выдвигается «качество предложенного для восприятия материала».

При обучении иностранному языку широкое распространение получили тематические тексты на бытовые темы. Они, несомненно, способствуют развитию необходимых речевых навыков обучающихся и являются обязательным учебным материалом. Однако эти тексты  в большинстве случаев лишены экспрессии и не могут эмоционально воздействовать на обучающихся,  в отличие от   художественного текста. Художественный текст строится на образности, в которой есть какая-то  скрытая информация. Ее надо найти, проанализировать и сформировать свое мнение после прочитанного текста.

Наивысший уровень активности учащихся наблюдается в условиях проблемной ситуации, особенно  в тех случаях, когда обучающийся сам формулирует проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Текст, помимо информативности, структурно-смыслового единства, коммуникативной направленности и завершенности, должен иметь подтекст и ориентированность на определенный тип читателя [3, с.12].

 Кроме того, художественный текст на любом уровне обучения должен заставить задуматься и вызвать у учащихся желание высказать свое мнение, принять участие в дискуссии. Приведем пример проведенного занятия со студентами юридического факультета Тбилисского государственного университета уровня А2+; В1 на материале сказки «Сорока и ее дети» [1, с. 20].  Текст этого произведения , на наш взгляд, отвечает всем тем требованиям, на которые мы указывали выше. Приводим краткое содержание сказки.

 Сорока, вырастив детей до определенного возраста, решила выпустить их в самостоятельную жизнь и полетела с ними в чистое поле. Но сорочата никак не хотели покидать мать. Они уговаривали оставить их в гнезде, вспоминали о том счастливом времени, когда она клала им пищу «прямо в рот». Но Сорока ни за что не соглашалась на их уговоры. Птенцы жаловались,  что их могут подстрелить люди из своих стрел, бросить в них камень и т.д. Но Сорока была неумолима и ответила, что  если они  так боятся  опасности и могут предвидеть ее, то у них хватит ума и уйти от нее . Сорока улетела, оставив сорочат в открытом поле. Рассказ вызывает оживление у студентов, и они , в основном, оправдывают мать , которая  выпустила детей из гнезда на волю, в самостоятельную жизнь. В лингвистическом плане рассказ предоставляет преподавателю широкие возможности для тренировки условных вопросительных предложений, которыми насыщены все диалоги.   «А что если человек надумает бросить в нас камень?»; «А что если у него камень будет уже наготове в руке?» и т. д.  На каждый такой вопрос следует ответ матери, как надо в этом случае поступить. Все  глаголы используются в форме будущего времени, что, в свою очередь,  является поводом для повторения этих форм в аудитории. Предложения такого типа представляют собой, на наш взгляд, прекрасный материал для развития творческой активности учащихся, так как придаточная часть такого сложноподчиненного предложения ставит небольшую проблему. Вторая, главная часть предложения показывает выход из проблемной ситуации. Преподаватель приводит  примеры выражения условных отношений в сложном предложении и просит ответить на вопросы, типа: дайте совет, как поступить при следующей ситуации; составьте из двух простых предложений сложное предложение с придаточным условным;  соедините реплики диалога так, чтобы они выражали условие. Убедившись в том, что студенты поняли и усвоили грамматический материал, преподаватель предлагает студентам разделиться на две группы по четыре человека, затем  назначает ведущих в обеих группах, которые должны организовать работу по составлению ситуаций. Первая группа должна составить первую, придаточную часть условных вопросительных предложений на материале изучаемого художественного текста. Студенты второй группы должны придумать продолжение предложения, т.е. главное предложение.  Затем группы меняются предложениями. Каждая группа должна придумать свои варианты ответа на вопросы другой группы (имея при этом свои ответы на заданные вопросы, которые они держат при себе и озвучивают после варианта ответа второй группы).  Все студенты активно включаются в работу. Задание выполняется в письменной форме. Каждый студент должен написать хотя бы одно предложение. Надо не только придумать проблему, которая представляет собой часть сложноподчиненного предложения,  но и продолжение, в котором должно быть решение проблемы. Победителем считается группа, которая составила наибольшее число проблемных ситуаций и предложила конкретные действия по выходу из них на материале изучаемого рассказа.   На первый взгляд, небольшой, простой сюжет сказки предоставил преподавателю возможность не только активизировать синтаксические конструкции с придаточными условными, но и помог раскрыть творческий потенциал каждого студента и подготовил к следующему заданию.

Преподаватель переходит к следующему письменному заданию – составлению причинно-следственных конструкций в сложном предложении.  Студенты должны составить сложноподчиненные  предложения с причинно-следственными связями из двух простых. Для этого они должны проявить познавательные способности и найти логическую связь между частями предложения. Обращается внимание на использование союзов потому что, так как и изменение смысла предложения при перестановке частей предложения местами и использовании союза поэтому.  Преподаватель задает вопросы, на которые  студенты отвечают письменно: узнайте причину, почему?... ; ответьте на вопросы, используя слова в скобках;  используйте нужные союзы так как, потому что, поэтому ... и т.д. И наконец, дается задание: восстановить диалоги по тексту и составить новые. Поскольку текст состоит , в основном, из диалогов, это задание хорошо вписывается в систему предыдущих лексико-грамматических упражнений и помогает преподавателю проверить  усвоение учащимися содержания текста. Реплики диалога распределяются между студентами разных групп. Первую реплику высказывает студент одной группы, вторую восстанавливает студент другой группы. Затем группы меняются ролями. В процессе этого задания активизируются в устной форме те конструкции, которые  студенты предъявляли друг другу в письменной форме при выполнении предыдущих заданий. В процессе работы были составлены новые диалоги. Это задание студенты выполняют почти без ошибок. Это говорит о том, что текст рассказа усвоен учащимися полностью. Преподаватель предлагает группам составить новую сказку с использованием всех тех новых ситуаций и диалогов, которые прозвучали в аудитории.  Победителя всех заданий выбирают общим голосованием с решающим голосом преподавателя. Соревновательный дух, который чувствовался в аудитории, сыграл определенную положительную роль в мотивации студентов, в их активности и креативности. Студенты обращают внимание на довольно актуальный для современной молодежи вопрос, который, на их взгляд, поставлен в этой юмористической сказке, - должны ли молодые люди уйти из родительского дома и начать самостоятельную жизнь? Если да, то с какого возраста? Преподаватель просит студентов написать к следующему занятию эссе на эту тему и подготовиться к дискуссии. С этой целью он знакомит студентов с элементарными нормами  ведения дискуссии и просит для наглядности посмотреть и послушать в Интернете или по телевизору какую-либо дискуссионную  передачу.

Таким образом, небольшой текст, состоящий, в основном из диалогов, дал возможность преподавателю проработать несколько видов  грамматических конструкций, что немаловажно для обучения иностранному языку при относительно небольшом количестве аудиторных часов. В результате игровой модели занятия студенты в занимательной форме усвоили употребление синтаксических конструкций, активно применяемых в реальных жизненных обстоятельствах, проявили логику и воображение при составлении пробемных ситуаций. И, что самое главное,  занятие вызвало у них чувство удовлетворения и уверенности  в своих личностных познавательных способностях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексидзе М., Гурули Л. Читаем и говорим по-русски: учебное пособие. Тбилиси: Универсал, 2020.  250 с.

2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. Учебное пособие. М.: РУДН, 2007. 174 c.

3. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015. 300 с.

4. Современные образовательные технологии. Учебное пособие //коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010.  432 с.

5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. АНО ДПО – «Русское слово» ФПК, Курс лекций, 2011, с.14 (Электронный ресурс) – URL: www.obrazovaniers.online/student/lessons/  - для слушателей

REFERENCES

  1. Aleksidze M., Guruli L. Chitaem i govorim po-russki: uchebnoe posobie. Tbilisi: Universal, 2020. 250 s.
  2. Balykhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo, novogo. Uchebnoe posobie. M.: RUDN, 2007. 174 c.
  3. Kulibina N.V. Zachem, chto i kak chitat' na uroke. Metodicheskoe posobie dlya prepodavatelei russkogo yazyka kak inostrannogo. SPb.: Zlatoust, 2015. 300 s.
  4. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. Uchebnoe posobie //kollektiv avtorov; pod red. N.V. Bordovskoi. M.: KNORUS, 2010. 432 s.
  5. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo. ANO DPO – «Russkoe slovo» FPK, Kurs lektsii, 2011, s.14 (Elektronnyi resurs) – URL: www.obrazovaniers.online/student/lessons/ - dlya slushatelei
Оставить заявку
Напишите нам и наши специалисты перезвонят через 15 минут!
Контакты
Бесплатный звонок по России
ООО "Центр СНИ и ОТ"
ИНН 7726473433
ОГРН 1217700055980

e-mail: info@vestnikcs.ru
WhatsApp +7962 3617565
Электронная почта:
info@vestnikcs.ru
Наш адрес
г. Москва, ул. Болотниковская 5-3
Пн-Пт с 8.00 до 20.00
Copyright © 2021
Связаться с нами
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Оставить заявку
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Сайт не оплачен Изображение
Сайт не оплачен.
Временно не обслуживается