УДК 372.8
Койшыгул Айдана
Российский университет дружбы народов
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. Данная статья посвящена современным тенденциям развития преподавания русского языка и литературы и его методики. Отмечены главенствующие направления в исследованиях ученых-методистов в данной области. Также определены принципы научно-методических исследований. Помимо этого, в статье рассматривается роль проектной деятельности и интегрированных уроков, способствующих творческому развитию учащихся в современном образовательном пространстве. Также рассмотрены преимущества дистанционного обучения, роль которого вырастает в условиях пандемии.
Ключевые слова: методика преподавания, тенденции развития, принципы обучения, текст, дистанционное обучение.
Koishygul Aidana
Peoples' Friendship University of Russia
Annotation. This article is devoted to modern trends in the development of teaching methods of the Russian language and literature. The main directions in the research of methodologists in this area are marked. The principles of scientific-methodological research are defined. In addition, the article examines the role of project activities and integrated lessons that contribute to the creative development of students in the modern educational space. It also discusses the benefits of distance learning, the role of which is growing in a pandemic.
Keywords: teaching methods, development trends, teaching principles, text, distance learning
Введение. Мировая система образования развивается вместе с изменениями, происходящими в современном мире. В связи с этим современное общество требует формирования личности, способную эффективно жить в этом современном мире. Поэтому система образования Казахстана претерпевает многие изменения.
Но как прежде актуальными остаются проблемы методики и методологии преподавания русского языка и литературы, связанные с организацией учебного процесса по данным предметам с учетом современных образовательных стандартов.
Основная часть. Методика преподавания русского языка литературы как отдельная педагогическая наука имеет собственный научный аппарат, который включает в себя объект, предмет, цели, задачи, методы исследования, методологические и теоретические основы[1, с. 12].
В последнее время возникают проблемные вопросы, которые связаны выявлением принципа изучения русскому языку. Ведь именно эти принципы могут дать возможность определять содержание образования. В изучении языка важнейшими принципами являются принципы преемственности (между начальной и основной школой) и перспективности. Однако проблему преемственности и перспективности обучения между «различными ступенями образования нельзя решить, если игнорировать лингвометодический принцип градуальности в речевом развитии», под которым подразумевается «диагностика того, что уже есть (зона актуального речевого развития), и градуально распределенное во времени и по глубине охвата содержание того, чему следует учить (с учетом зоны ближайшего развития)» [2, с. 15–16].
На данном этапе развития системы образования является актуальным развитие самостоятельной личности, которая имеет различные способности для того, чтобы реализовать себя во многих сферах. По современным стандартам успешный человек должен уметь красиво и грамотно разговаривать. Поэтому перед современным учителем русского языка и литературы является важным организация речемыслительной деятельности, которая должна быть организована на уроках. По мнению многих ученых сжатое и полное изложение способствуют развивать навыки, которые необходимы для критического оценивания и интерпретации прочитанного и услышанного. Кроме этого они способствуют овладению норм литературного языка[6, с. 207]. Поэтому сейчас методистами активно разрабатывается комплекс заданий с ключевыми словами и этапы построения краткого изложения.
В последнее время в современной системе образования является актуальным использование текстоцентрического принципа, который помогает создать условие для появления мотивации и активизации деятельности обучающихся. Данный принцип основан на том, что «главной единицей обучения становится текст как процесс и результат речевой деятельности, как дидактическая единица, средство обучения, формирования всех видов компетенций» [4, с. 31–33]. На основе этого принципа учитель может установить межпредметную связь между уроками русского языка и русской литературы. Кроме этого, с помощью текста ученик овладевает нормами литературного языка. Они запоминают готовые речевые модели и на основе этих моделей учатся строить свои предложения. Самое важное то, что принципа можно стимулировать мотивацию к прочтению художественных текстов.
В условиях современного образовательного процесса очень важно рассмотрение различных подходов работы с текстом. Именно поэтому учеными-методистами разрабатываются системы текстовых упражнений также обновляются критерии оценивания творческих работ учащихся. Систематическая и размеренная работа с текстом обеспечивает развитие мыслительной и познавательной деятельности учеников также формирует навыки поисковой и исследовательской деятельности[5, с. 206-209]. В преподавании литературы важную роль имеет культурно-исторический анализ, поскольку для полного понимания текста необходимо не только знание текстового содержания, но и осознание культурной составляющей этого текста. «Анализ текста в данном аспекте позволяет понять скрытые смыслы, точно и полно выявить речевую задачу автора». А для «методической теории и практики является значимым следующее положение: культурный контекст является средством выявления глубинного смысла текста; его анализ носит логико-эмоциональный характер, активизирует речемыслительную деятельность учащихся» [3, с. 182–183].
Особое внимание уделяется и творческой самостоятельности учеников. В связи с этим широкое распространение получает проектная деятельность, которая является фактором общения, выводящих учеников на подлинное сотрудничество. В процессе создания определенного проекта для учащихся открывается некая площадка для самореализации. Создавая прект, они могут проверить и применить накопленный ими опыт. Кроме этого, проектная деятельность позволяет вовлекать учащихся в активную творческую деятельность.
Важную роль имеют интегрированные уроки, которых можно назвать стимулятором мыслительной деятельности учащихся. Интеграция является привлекательной формой работы для учеников. Необычный ход урока помогает вызвать интерес и стимулировать активность. Ведь учащиеся сколнны утомляемости, вызванную однообразием. Интегрированные уроки помогают им анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
В условиях пандемии на первое место встает проблема организации дистанционного обучения в школе. При дистанционном обучении важно дифференцировать функции преподавателя и учащихся в процессе образования, выстроить модель иx продуктивного взаимодействия.
Дистанционное образование открывает перед учителями ряд возможностей:
Заключение.
Рассмотрев некоторые тенденции развития преподавания русского языка и литературы и его методики нами были выявлены основные принципы преподавания данных предметов. Все еще является актуальной опора на традиции методики преподавания русского языка при решении вопросов обучения и воспитания учащихся. Немаловажной является и учет новых общедидактических и специальных принципов обучения русскому языку при моделировании уроков. На данном этапе развития образовательного процесса ученые и педагоги работают над совершенствованием понятийно-терминологического аппарата методики. Особое внимание уделяется проектной деятельности и интегрированным урокам, поскольку это помогает развивать творческую деятельность учащихся. Кроме этого, в условиях пандемии усилилась роль дистанционного обучения, открывая перед педагогами ряд возможностей.
Список литературы