Ключевые факторы
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
Задача организации
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Вестник
современной науки
Международный электронный
научный  журнал
Публикует последние научные достижения российских и зарубежных исслователей
Телефон:
С 9:00 до 20:00, ВС: Выходной
xcvrey8
Консультация бесплатно
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
768ghgv
Опыт более
10 лет
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
/
2
/
2

Котовская Дарья Олеговна

← Предыдущая Следующая →
Котовская Дарья Олеговна

УДК 821.161.1

Котовская Дарья Олеговна

магистрант Башкирского государственного университета

e-mail: prince.amelian@gmail.com

 

КОНТАМИНАЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТЯХ «ЕЛЕАЗАР», «ИУДА ИСКАРИОТ»: К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ Л. Н. АНДРЕЕВА

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме контаминации библейских образов в повестях Л.Н. Андреева «Елеазар», «Иуда Искариот». Сближая образы Лазаря и Иисуса, Иуды и Иисуса, Андреев выражает идею о бессилия Бога и человека перед властью смерти, неведомого, перед страхом за жизнь, создает образ жестокого Бога, обрекающего на страдания верующих в него людей. Андреев переосмысляет традиционные христианские сюжеты и образы в соответствии со своим трагическим мироощущением; прием контаминации служит выражению сложных религиозно-философских взглядов писателя, которые условно можно определить как «еретические».

Ключевые слова: контаминация, библейские образы, Лазарь, Иуда Искариот, Иисус Христос, Леонид Андреев

 

Kotovskaya Darya Olegovna

Master’s Degree student, Bashkir State University

e-mail: prince.amelian@gmail.com

 

The contamination of biblical images in “Eleazar”, “Judas Iscariot” stories: towards the question about religious and philosophical views of Leonid Andreyev

 

Abstract: The article focuses on the problem of the biblical images contamination in “Eleazar”, “Judas Iscariot” stories of Leonid Andreyev. By bringing closer together images of Lazarus, Jesus Christ, Judas Iscariot author aims to represent the idea of God's and man's helplessness in the face of power of death, unknownness, fear for a live. He creates the image of cruel God who dooms believers to suffer. Andreyev rethinks traditional christian scenes and images according to his tragical world perception. The contamination method serves as the expression of complicated religious and philosophical views of Leonid Andreyev, which can be formally identified as “heretical”

Key words: contamination/fusion, biblical images, Lazarus, Judas Iscariot, Jesus Christ, Leonid Andreyev

 

«Получилась отвратительная смесь садистской жестокости, цинизма и любви с надрывом. Произведение Л. Андреева, написанное в пору разгрома революции, в пору черной реакции, по сути является апологетикой предательства... Это одна из самых позорных страниц в истории русского и европейского декаданса» [7, с. 17], – так отозвалась критик И.Е. Журавская, современник Л.Н. Андреева, о его повести «Иуда Искариот». М. Волошин утверждал, что повесть Андреева «Елеазар» – «бутафорская и смешная ложь» [5], что «…и «Елеазар», и “Красный смех”, и “Жизнь Василия Фивейского” производят впечатление богохульства» [5]. И уже много позже, в конце XX века, в богохульстве Андреева, присущем ему атеизме засомневаются: «Андреев обладал хотя и не христианским, но сильным и непосредственным религиозным чувством, пусть весьма специфическим» [8, с. 61] Между тем сам Андреев писал Горькому, который большую часть жизнь оставался его ближайшим другом: «Мне еще очень много хочется сказать – о жизни и о боге, которого я ищу». Видится, что Андреев, скорее, был неким еретиком (и это не новое определение – оно предложено исследователем Крючковым В.П. ещё в начале 2000-х): писатель не придерживался ни атеистических, ни религиозных взглядов, но, пытаясь решить для себя вопрос о Боге, создал произведения, где переосмыслил традиционные библейские образы – Иуды, Иисуса, Лазаря, двенадцати апостолов, даже Сатаны. Одним из способов трансформации библейских образов и сюжетов в творчестве Андреева выступает контаминация этих образов – данной проблеме и посвящена наша статья.

В повести «Елеазар» (1906) писатель рассуждает о жизни Лазаря после воскрешения, интерпретируя воскрешение не как демонстрирующее силу Бога чудо, а как доказательство его бессилия; потому его Елеазар становится вестником смерти, всего неизведанного, над чем даже у Бога нет власти. Идею о бессилии Бога и всевластии неизведанного Андрееву помогает контаминация образов Лазаря и Иисуса. Несмотря на то, что в повести Андреева Иисус как персонаж не фигурирует, через образ Лазаря явственно проступают черты образа Иисуса; Елеазар, погруженный в глубокую думу, блуждает по пустыне, что соотносится с сорокадневным постом Иисуса, силуэт же Елеазара чем-то напоминает крест, на котором распяли Христа: «Вернулся Елеазар в пустыню, и приняла его пустыня свистящим дыханием ветра и зноем раскаленного солнца. Снова сидел он на камне, подняв кверху лохматую, дикую бороду, и две черные ямы на месте выжженных глаз тупо и страшно смотрели на небо» [1, с. 208–209]; «…медленно двигался слепой Елеазар. Натыкался на камни и падал, тучный и слабый, тяжело поднимался и снова шел; и на красном пологе зари его черное туловище и распростертые руки давали чудовищное подобие креста» [1, с. 209]. Сближение образов Лазаря и Иисуса возникает и в начале повести, когда воскрешенного Елеазара наряжают в одежды жениха, усаживают за стол пировать со знакомыми и друзьями: этот эпизод соотносится с Тайной вечерей, во время которой Иисус установил таинство Евхаристии, предсказал предательство одного из учеников, будущее церкви и мира. В данном случае важную роль играет одеяние Елеазара, так как жених – один из древних метафорических образов Иисуса Христа; возникает он в евангельской притче о десяти девах «вот, жених идет, выходите навстречу ему» [6, с. 832]. Аллюзии на Тайную вечерю, обнаруживающиеся в этом эпизоде повести, неслучайны: во время своей последней трапезы Христос пророчествует о предательстве Иуды, о будущем человечества. Лазарь Андреева тоже пророчествует, но молча, не проронив ни слова, но «человек, подпавший под его загадочный взор, уже не чувствовал солнца, уже не слышал фонтана и не узнавал родного неба» [1, с. 195], так как «сквозь черные кружки его зрачков, как сквозь темные стекла, смотрит на людей само непостижимое Там» [1, с. 196]. Не человек, не Бог властны над смертью, над тем, что находится по ту грань существования, но «Там» властвует над человеком – и Богом.

Для чего Андреев сближает образы Иисуса и Лазаря, почему они становятся в повести единым целым? Такой прием необходим писателю, чтобы передать мысль о бессилии Бога, о бессмысленности Его чудес. Воплощая совершенное Иисусом чудо, Елеазар сближается с ним – и обязан пройти путь Христа: об этом говорят аллюзии на Тайную вечерю, пост Христа в пустыне, на распятие его. Однако путь, который проходит Елеазар, становится совершенно иным: его пророчество – не о будущем, о церкви, о жизни после смерти, а о власти смерти над жизнью; его блуждания по пустыне – не искушение дьяволом, не уединение и молитва, готовящие к миссии, а подобное тюрьме заточение в одиночестве – и вызов Богу, обрекшему его на вечные страдания (этот вызов подчеркивает, что выколотые глаза Елеазара «тупо и страшно смотрели на небо» [1, с. 208–209], на палящее солнце); учитывая контаминацию образов Лазаря и Иисуса, можно предположить, что такой же вызов бросил бы Богу и воскрешенный Иисус, и, быть может, отказался бы от веры, символом которой являлся. Елеазар воскресает, но испытывает страдания, которые невозможно пережить; эти мучения сближают Лазаря с Христом: воплощение бессмысленного, жестокого чуда и воплощение бессильного перед лицом неведомого «Там» Бога одинаково страдают, оказавшись в мире людей.

Контаминация библейских образов возникает и в более поздней повести Андреева, «Иуда Искариот» (1907). О близости образов Иисуса и Иуды в сознании писателя свидетельствует картина, созданная им в то время; по воспоминаниям дочери писателя Андреевой В.Л. «в холле наверху висела картина, нарисованная папой разноцветными мелками. Это головы Иисуса Христа и Иуды Искариота. Они прижались друг к другу, один и тот же терновый венец соединяет их» [4, с. 27]. Отмечала она и то, что «по мере того как всматриваешься в эти два лица, начинаешь замечать удивительное; кощунственное подобие между светлым ликом Христа и звериным лицом Иуды Искариота – величайшего предателя всех времен и народов. Одно и то же великое, безмерное страдание застыло на них. <…> Кажется, что от обоих лиц веет одинаковой трагической обреченностью» [4, с. 28]. И вновь страдания объединяют Иуду и Христа: «…среди всей этой толпы были только они двое, неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью страданий, – тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель» [2, с. 381]. И вновь Иуда проходит путь Христа, но уже вместе с ним: физически ощущает истязание Иисуса («И забормотал тоскливо: – Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно!..» [2, с. 382]), осмеливается прийти на его распятие («Я здесь, сынок, здесь!» [2, с. 384]) и заверяет, что вместе с ним постигнет смерть («Я с тобой. Туда. Ты понимаешь, туда!» [2, с. 389]. И, действительно: «Умер. Так, в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель» [2, с. 401]). В данном случае путь, который за Иисусом проходит Иуда, не меняется – столь близки были в сознании Андреева Христос и Иуда. Контаминация библейских образов необходима писателю, как и прежде, чтобы доказать бессилие Бога: «Беспредельно и радостно одинокий, он [Иуда] гордо ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть» [2, с. 392]. На сей раз, следует отметить, это бессилие и человека – того человека, что не полюбил единственного, кто был способен его спасти. С каждой новой повестью Андреева его трагическое мироощущение усиливается, а мир все больше предстает как хаос, место катастрофы, апокалипсиса – все сильнее звучат экспрессионистские тенденции.

Иисус, Иуда, Лазарь – мученики в интерпретации Андреева. Всякий, кто близок Иисусу (а Иуда в его повести – самый близкий, преданный ученик Христа), пройдет его путем, но не для того, чтобы повторить его миссию, но чтобы показать её бессмысленность – и бессилие Бога и человека перед лицом неведомого, смерти, даже простого страха. Всякий, кто близок Ему, соприкасается с Богом – и потому обязан пострадать, ибо божественная сила – не божественная милость, но противоестественное, жестокое насилие над бессильным, одиноким человеком. Андреев переосмысляет и изменяет библейскую историю, традиционные библейские образы: эта трансформация служит выражению его сложных религиозно-философских взглядов, где Бог становился бессильным, жестоким существом, обрекающим на страдания мир верующих в него людей и своего сына.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев Л. Н. Елеазар // Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. М.: «Художественная литература», 1990.  Т. 2. Рассказы. Пьесы 1904–1907. С. 192–210.
  2. Андреев Л. Н. Иуда Искариот // Молчание: рассказы, повести. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. С. 329–401.
  3. Андреев Л. Н. Письмо Горькому от 4 февраля 1902 г. // Литературное наследство. В 111-ти / под ред. И. И. Анисимова (гл. ред.), Д. Д. Благого, А. С. Бушмина, В. В. Виноградова и др. М.: Наука, 1965. Т. 72. Максим Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. С. 128–129.
  4. Андреева В. Л. Дом на Черной речке. М.: Современный писатель, 1980. 199 с.
  5. Волошин М. «Елеазар», рассказ Леонида Андреева («Золотое руно»). [Электронный ресурс]. URL: http://andreev.lit-info.ru/andreev/kritika/voloshin-eleazar.htm (дата обращения: 28.03.21)
  6. Евангелие от Матфея // Библия. М.: Российское Библейское Общество, 2007. С. 806–858.
  7. Крючков В. П. «Еретики» в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. Саратов: Лицей, 2003. 288 с.
  8. Смирнов В. В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. С. 55–63.

 

REFERENCES

 

  1. Andreev L. N. Eleazar // Andreev L.N. Sobranie sochinenij: V 6 t. M.: «Xudozhestvennaya literatura», 1990.  T. 2. Rasskazy`. P`esy` 1904–1907. S. 192–210.
  2. Andreev L. N. Iuda Iskariot // Molchanie: rasskazy`, povesti. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2018. S. 329–401.
  3. Andreev L. N. Pis’mo Gor`komu ot 4 fevralya 1902 g. // Literaturnoe nasledstvo. V 111-ti / pod red. I. I. Anisimova (gl. red.), D. D. Blagogo, A. S. Bushmina, V. V. Vinogradova i dr. M.: Nauka, 1965. T. 72. Maksim Gor`kij i Leonid Andreev: Neizdannaya perepiska. S. 128–129.
  4. Andreeva V. L. Dom na Chernoj rechke. M.: Sovremenny`j pisatel`, 1980. 199 s.
  5. Evangelie ot Matfeya // Bibliya. M.: Rossijskoe Biblejskoe Obshhestvo, 2007. S. 806–858.
  6. Kryuchkov V. P. «Eretiki» v literature: L. Andreev, E. Zamyatin, B. Pil`nyak, M. Bulgakov. Saratov: Licej, 2003. 288 s.
  7. Smirnov V. V. Problema e`kspressionizma v Rossii: Andreev i Mayakovskij // Russkaya literatura. 1997. № 2. S. 55–63.
  8. Voloshin M. «Eleazar», rasskaz Leonida Andreeva («Zolotoe runo»). [E`lektronny`j resurs]. URL: http://andreev.lit-info.ru/andreev/kritika/voloshin-eleazar.htm (data obrashheniya: 28.03.21)

 

Оставить заявку
Напишите нам и наши специалисты перезвонят через 15 минут!
Контакты
Бесплатный звонок по России
ООО "Центр СНИ и ОТ"
ИНН 7726473433
ОГРН 1217700055980

e-mail: info@vestnikcs.ru
WhatsApp +7962 3617565
Электронная почта:
info@vestnikcs.ru
Наш адрес
г. Москва, ул. Болотниковская 5-3
Пн-Пт с 8.00 до 20.00
Copyright © 2021
Связаться с нами
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Оставить заявку
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена