УДК 373.016:811
Селезнева Ирина Петровна
Доцент кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования ФГБОУ ВО «Красноярский Государственный Парагогический Университет им. В.П. Астафьева», кандидат педагогических наук
e-mail: mixculture@mail.ru
Власова Влада Владимировна
Студентка ФГБОУ ВО «Красноярский Государственный Парагогический Университет им. В.П. Астафьева»
e-mail: misseverything98@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (CLIL) ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ВОСЬМОМ КЛАССЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке немецкого языка в восьмом классе. В статье рассказывается о важности применения инновационных методик, таких как методика предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, в том числе для формирования навыков поискового чтения. Во время исследования был разработан интегрированный урок с элементами методики CLIL по географии и немецкому языку для обучения поисковому чтению на основе учебно-методического комплекса «Вундеркинды Плюс» (8 класс) О.А. Радченко, М.А. Лытаевой, О.В. Гутброд; тема урока - «Каникулы» (Раздел 1) «Urlaub und Ferien» (8 класс).
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), поисковое чтение, немецкий язык, иноязычная коммуникативная компетенция.
Irina Selezneva
PhD in Pedagogics, Associate Professor of German-Roman philology and foreign -language education department Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev
e-mail: mixculture@mail.ru
Vlada Vlasova
Student of Foreign Languages Department Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev
e-mail: misseverything98@yandex.ru
USING ELEMENTS OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING (CLIL) DURING TEACHING SEARCH READING IN A GERMAN LESSON IN THE EIGHTH GRADE
Abstract. The article is devoted to studying the possibilities of using elements of Content and Language Integrated Learning (CLIL) while teaching search reading in a German lesson in the eighth grade. The article describes the importance of using innovative techniques, such as Content and Language Integrated Learning (CLIL) for the formation of foreign language communicative competence of students, including the formation of search reading skills. During the study, an integrated lesson with CLIL -elements in geography and German was developed for teaching search reading based on the educational and methodological complex "Prodigies Plus" (8th grade) by O. A. Radchenko, M. A. Lytaeva, O. V. Gutbrod; the topic of the lesson is "Holidays" (Section 1) "Urlaub und Ferien" (8th grade).
Key words: Content and Language Integrated Learning (CLIL), search reading, German, foreign language communicative competence.
В настоящее время система образования подвергается разнообразным изменениям, в связи с личностно-ориентированной парадигмой развития образования в образовательный процесс внедряются новые методики, которые способны увеличить результативность и эффективность обучения - одной из таких методик является методика предметно-языкового интегрированного обучения.
Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning) относится к любому сфокусированному на двух предметах образовательному контексту, в котором дополнительный язык, т.е. не основной язык, на котором ведется весь курс обучения, используется как средство при обучении неязыковому предмету [1, с. 64].
Д. Марш, один из ведущих специалистов в сфере билингвального обучения и полилингвизма университета Финляндии Ювяскюля, создал акроним CLIL для обозначения новой методики. По словам Д. Марша, необходимость применения CLIL в Европе в 1994 году была обусловлена развитием политической и образовательной сферы - внедрение в практику академической и социальной мобильности в Евросоюзе требовало достижения высокого уровня иноязычной компетенции. С начала своего существования акроним CLIL стал самым используемым методическим термином в Европе для обозначения программ интеграции обучения иностранному языку и предметному содержанию. В 2005 году создатель методики предложил использовать термин CLIL как общий термин для различных методологий двустороннего характера, в которых внимание уделялось тематическому содержанию и изучаемому языку. В 2007 году методика CLIL начала применяться в 20 европейских странах: чаще всего на уровне среднего звена и начального образования. На данный момент во многих университетах Европы действуют курсы подготовки преподавателей CLIL, создана Европейская рамка квалификации для преподавателей, которые практикуют данную технологию в обучении неязыковым предметам [6].
Основные принципы методики CLIL изложены Д. Койлом и описываются аббревиатурой «4С», которая обозначает Content (Содержание), Communication (Коммуникация), Cognition (Познание) и Culture (Культура) [5, р. 100].
Методика предметно-интегрированного обучения в контексте иноязычного образования рассматривается не только как возможность модернизации образовательного процесса, но и как средство для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
А.А. Леонтьев определяет иноязычную коммуникативную компетенцию как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. Одним из умений, необходимых для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, является умение находить в тексте необходимую информацию [3, с.21].
В данном исследовании предполагается использовать методику предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению. Чтение, в том числе поисковое, представляет собой один из основополагающих видов коммуникативной деятельности, который подразумевает умение обучающегося находить нужную информацию в тексте. Обучение поисковому чтению важно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, без данного навыка обучающийся не сможет полноценно коммуницировать на изучаемом языке. [4, с. 234].
В рамках исследования разработан интегрированный урок с элементами методики CLIL по географии и немецкому языку для обучения поисковому чтению на основе учебно-методического комплекса «Вундеркинды Плюс» (8 класс) О.А. Радченко, М.А. Лытаевой, О.В. Гутброд; тема урока - «Каникулы» (Раздел 1) «Urlaub und Ferien» (8 класс).
Цели проекта:
Образовательные:
Овладение базовыми географическими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов в рамках указанной темы.
Обогащение активного иноязычного словарного запаса обучающихся по теме.
Развивающие:
Совершенствование навыков командной работы.
Развитие навыков поискового чтения.
Развитие креативного подхода обучающихся к заданиям на уроке.
Воспитательные:
Воспитание гражданской ответственности у обучающихся.
Методы обучения - репродуктивный, частично-поисковый. Речевой материал - лексика на немецком языке по теме «Каникулы». Для реализации проекта необходим раздаточный материал.
На подготовительном этапе организационный момент начинается с сообщения учителем темы и целей урока.
Следующим этапом является актуализация полученных знаний. Обучающиеся по цепочке выходят к доске, отвечая на вопросы интерактивной викторины. Обучающийся дает ответ, по поводу которого другие обучающиеся могут высказать свое мнение. Учитель объясняет ошибки, допущенные во время выполнения задания, отвечает на вопросы обучающихся и обозначает свою точку зрения на спорные вопросы.
На основном этапе урока осуществляется работа с текстом. Учитель раздает обучающимся задания на тренировку поискового чтения к тексту из учебника. После индивидуальной работы задания проверяются фронтально с учителем.
Затем следует запись домашнего задания, которое основано на отработке знаний, полученных на уроке. Учитель записывает домашнее задание на доске, обучающиеся записывают его в дневники.
Заключительным этапом урока является подведение его итогов и рефлексия. Учитель выставляет отметки и проводит опрос обучающихся о целях и результатах прошедшего урока. В конце урока учитель отвечает на вопросы обучающихся.
Современное иноязычное образование опирается на личностно-ориентированную парадигму и ставит своей целью развитие разнообразных навыков, в том числе навыков поискового чтения. В связи с этим урок географии и немецкого языка с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения для обучения поисковому чтению соответствует требованиям времени и приведет не только к получению предметных знаний и улучшению готовности к общению на немецком языке, но и к развитию способности находить в тексте нужную информацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES