УДК 81.26
Шабалина Вера Яковлевна
научный редактор
«Институт развития образования Республики Татарстан»
аспирант
Вятский государственный университет, г. Киров
e-mail: sh_ver@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ГИПЕРМЕДИА НА МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Автор рассматривает явление гипермедиа как современный способ организации текста, его влияние на традиционную методическую литературу, издаваемую на бумажном носителе, приводит примеры его применения в методической литературе для учителя в контексте цифровизации образования и повышения требований к качеству подготовки педагога. В статье приводятся примеры методической продукции с использованием гипермедиа, отмечается предполагающая активный характер взаимодействия с пользователем/читателем интерактивность современной методической литературы для педагогов.
Ключевые слова: методическая литература; дополнительное профессиональное образование; цифровизация; гипертекст; гиперссылки; гипермедиа; QR-код.
Vera Yakovlevna Shabalina
scientific editor
Institute for the Development of Education of the Tatarstan Republic ", Kazan city
post-graduate student
Vyatka State University, Kirov city.
e-mail: sh_ver@mail.ru
EFFECT OF HYPERMEDIA ON METHODOLOGICAL LITERATURE FOR TEACHERS
Abstract. The author considers the phenomenon of hypermedia as a modern way of organizing text, its influence on conventional methodological literature published on paper, gives examples of its application in methodological literature for teachers in the context of digitalization of education and increasing requirements for the quality of teacher training. The article provides examples of methodological products using hypermedia, notes the interactivity of contemporary methodological literature for teachers, suggesting an active nature of interaction with the user / reader.
Keywords: methodological literature; additional professional education; digitalization; hypertext; hyperlinks; hypermedia; QR code.
За последнее десятилетие архитектура образовательного пространства существенно изменилась, из плоскостных отношений «учитель – ученик» образование перешло к многомерной парадигме, в которой существенное место заняла информационно-коммуникативная среда. Информатизация, цифровизация, медиатизация образования видоизменили коммуникативное образовательное пространство и неизбежно отразились на системе дополнительного профессионального образования педагогов, одной из важных составляющих которой по-прежнему остается методическая литература, подвергшаяся существенной трансформации.
Сегодня не существует общепринятой и утвержденной нормативными документами классификации методической/учебно-методической литературы. В ГОСТе 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» к видам учебных изданий отнесено учебно-методическое пособие. С.Г. Антонова причисляет к учебно-методическим изданиям методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов [1]. В рамках настоящей работы мы предлагаем использовать обобщенное понятие методической литературы, создаваемой для повышения профессионального уровня педагога и используемой в целях дополнительного профессионального образования (включая методические пособия, методические рекомендации, методические разработки и т. п.), и рассмотрим ее только с точки зрения эволюционировавшего способа передачи основной информации.
Применение электронных средств обучения, дистанционных технологий требуют от современного учителя ИКТ-компетенций, основные из которых им успешно освоены. И теперь педагогу хочется по-новому не только учить детей, но и учиться самому. Задача системы дополнительного профессионального образования – создать для учителей современный, конкурентноспособный, востребованный продукт, объединяющий в себе все возможные способы передачи информации. Сегодня в арсенале педагогов и традиционная детерминированная методическая литература, издаваемая на бумажном носителе, и ее электронные копии комплексного распространения (локального и сетевого), и недетерминированная (интерактивная) литература, предполагающая активный характер взаимодействия с пользователем/читателем и обладающая гипермедийностью.
Появление гипертекста в компьютерной сети было предсказано В. Бушем еще в 1945 году, а сам термин впервые был использован в 1965 году Т. Нельсоном, который позже ввел понятие «гипермедиа».
В отличие от привычного текста с линейной структурой, где материалы располагаются один за другим, гипертекст не имеет линейного принципа. Таким образом организованы энциклопедические словари, в которых последовательность в расположении статей не играет роли, а статьи содержат отсылки к другим статьям этого же словаря. Читатель может ознакомиться с ними последовательно, а может игнорировать часть из них (или все), переходя к следующему фрагменту текста. Такой, нелинейный способ организации текста (гипертекст) получил свое широкое развитие с появлением компьютерных технологий. Гипертекст позволяет читателю, при необходимости пояснения текста, моментально получить на экране другой источник, в котором может содержаться дополнительная информация, раскрываться термин, приводиться более глубокое пояснение и т.п. При этом пользователь может вернуться к исходному тексту либо продолжить поиски дополнительного материала. Тексты связаны между собой с помощью гиперссылок либо QR-кодов.
Феномен гипертекста рассматривается многими отечественными исследователями (О. В. Дедова, И. А. Ильина, М. Кастельс, И. Н. Розина, О. В. Лутовинова, Т. И. Рязанцева, Р. К. Потапова, В. А. Шульгинов и др). Однако, учитывая, что электронный гипертекст может включать мультимедийное содержание, целесообразно, на наш взгляд, использовать термин «гипермедиа».
О. В. Лутовинова дает такое определение: «Гипертекст в совокупности с различными видами мультимедийной информации и поддерживаемыми между ними связями называется гипермедиа» [3, с. 4–7].
Как отмечает В. А. Шульгинов, «под влиянием гипермедиа текст трансформируется в коммуникативно-познавательную единицу нового типа, которая, с одной стороны, отвечает всем критериям текстуальности (целостность, связность, намеренность, приемлемость, информативность, ситуативность, интертекстуальность), с другой – характеризуется сложной структурой и нелинейными связями между фрагментами» [9, с.149].
Современному педагогу сегодня недостаточно прочесть текст, который хотя и остается основным элементом литературы, но зачастую «уходит в гиперпространство», расширяя границы контента практически бесконечно. Гиперссылки позволяют, с одной стороны, раздвинуть информационное поле, а с другой – направлять читателя (пользователя ресурса) по заданному вектору. Причем такое взаимодействие читателя с информацией носит, безусловно, интерактивный характер, поскольку человек сам выбирает, «кликнуть» ему на ссылку или пойти дальше, довольствуясь имеющейся информацией. Кроме того, интерактивность позволяет педагогу осуществить самопроверку (если она предусмотрена авторами электронного методического пособия).
Современные средства телекоммуникации и электронные образовательные платформы, помимо открытого образовательного контента, дают возможность педагогу послушать лекции известных ученых, увидеть уроки и мастер-классы опытных коллег, принять участие в виртуальных экскурсиях и т. п. Для «подключения» медиаресурсов используются ссылки и QR-коды, подразумевающие наличие компьютера, планшета, смартфона, иных гаджетов и доступа к интернету.
Современные поисковые системы позволяют быстро найти нужную информацию, однако здесь педагога могут ожидать «подводные камни»: она не всегда является достоверной, рекомендованной к использованию на уроках, не всегда соответствует основным дидактическим принципам. Создатели методического продукта взяли на себя задачу систематизации литературы и иных материалов и размещения их в удобном для пользователя формате. Такой вариант методической поддержки учителей представлен на электронных площадках, в частности, на сайтах институтов развития образования и других организаций, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование. Гипертекстовое представление информации в методической продукции – электронном аналоге печатного документа позволяет повысить качество профессиональной подготовки учителя при условии направляемости процесса и организации обратной связи. Однако сделать этот процесс полностью управляемым практически невозможно, поскольку здесь существенную роль играет принцип «self-selected» (самоселективности), т.е. в коммуникации участвуют те, кто захотел («сам себя отобрал»), и пользователи сами определяют свою траекторию движения в информационном поле, опираясь на личный профессиональный запрос, а не на существующий профессиональный дефицит.
В этом контексте весьма рациональным является применение предложенных И. Н. Розиной разных видов гиперссылок в зависимости от смысловой нагрузки и коммуникативных задач:
– структурные, существующие в пределах структуры страницы или сайта, стоящие следующими в смысловом ряду. Такие ссылки позволяют изучать материал логично и последовательно;
– ассоциативные, как правило, создаваемые посредством выделенного слова в тексте, ассоциативно связанного с контекстом (например, определение выделенного термина, биографические данные, историческая справка);
– дополнительные, расширяющие рамки представленной информации за счет ссылок на другие ресурсы, например, посредством текста «Смотрите также» (или графической стрелки) [6, с.41].
Применительно к системе дополнительного профессионального образования педагогов, на наш взгляд, логично было бы дополнить этот ряд оценочными ссылками на тесты и задания, которые позволяют осуществить самопроверку усвоения материала.
Использование вышеназванных гиперссылок позволит сделать процесс самообразования педагога регулируемым и направленным.
Следует отметить, что при всем удобстве электронного формата методическая литература на традиционном, бумажном носителе остается востребованной, особенно в сельской местности. Но и она под влиянием процессов цифровизации образования претерпевает существенные изменения, приобретает черты недетерминированной (интерактивной). Причем анализ некоторых методических пособий/рекомендаций, созданных в Институте развития образования Республики Татарстан в 2020 и 2021 гг., позволяет утверждать, что процесс гипермедиатизации методической литературы набирает обороты.
Так, например, в проекте «Цифровая трансформация: ветер перемен» [8] содержательная сторона материалов расширена за счет использования QR-кодов (ссылка на видеоролики о сборке роботов — с. 9; о поколении Z — с. 10; об интерактивном видеомэппинге — с. 16; о возможностях Алисы, голосового помощника Яндекса — с. 19; ссылка на Атлас новых профессий — с. 25), а QR-код на обложке отсылает читателя к сайту Института развития образования Республики Татарстан, на котором размещена различная информация, в том числе методического характера.
Поскольку использование QR-кодов не требует присутствия за стационарным компьютером, наличия электричества и т. п., а его применение предусмотрено с мобильного устройства, которое сегодня есть практически у каждого, данная форма кодирования и декодирования информации делает QR-код чрезвычайно популярным. Он позволяет быстро перейти на нужный сайт, не вводя в строку поиска адрес веб-сайта, получить информацию об архитектурном или историческом памятнике, скачать книгу или другие материалы, получить электронный билет и т. п.
Востребованность в быстром и удобном для пользователя способе получения информации учтена в новом методическом пособии Института развития образования Республики Татарстан — «Особенности преподавания предметной области «Искусство» в 2021/2022 учебном году». Для оптимизации печатного пространства, а также во избежание перегруженности текста, составители применили технологии сжатия информации. Методические рекомендации содержат не единичные QR-коды, а целую их систему, что позволяет при малом объеме печатного материала создать гипермедийное пространство, в котором педагог может получить любую, не только текстовую, информацию — от аудиофайлов (что важно, например, для преподавателей музыки при прослушивании образцового исполнения шедевров классической музыки) до видеороликов, позволяющих совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира, России, региона либо знакомящих с народным творчеством, ремеслами, традициями и т. д.
Несомненно, за методическими материалами такого вида будущее.
Таким образом, именно гипермедийная методическая литература как своеобразный гибридный вид издания представляется нам наиболее актуальной и качественной с точки зрения самообразования и повышения профессионального уровня педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ