УДК 81
Зубенко Яна Валериевна
Магистр лингвистики, старший преподаватель, г. Костанай, Казахстан, Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова
e-mail: janaz75@rambler.ru
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ
Аннотация. В статье рассматривается история философской мысли, социальные предпосылки и подходы к изучению проблемы гендерных образов. Основное внимание уделяется вопросу противоположности мужского и женского начал, а также факторам, влияющим на формирование гендерных образов в этнической культуре. В результате определено, что до середины XX века история человечества представляла собой «мужскую историю», к концу XX века сформировалась методология женских исследований, позволившая женщинам выступить в борьбе за свои права.
Ключевые слова: гендерные исследования; гендерные различия; гендерная идентичность; взаимоотношение полов; феминизм; женские исследования.
Zubenko Yana Valerievna
Master of Linguistics, Senior Lecturer, Kostanay, Kazakhstan,
A. Baitursynov Kostanay Regional University
e-mail: janaz75@rambler.ru
BASIC PHILOSOPHICAL ASPECTS AND SOCIAL PREREQUISITES IN GENDER IMAGES STUDIES
Abstract. The article examines the history of philosophical thought, social prerequisites and approaches to the study of gender images issue. The focus is on the masculine and feminine principles opposition, as well as on the factors influencing the formation of gender images in ethnic culture. As a result, it was determined that until the middle of the 20th century, the history of humankind was a "man's story"; whereas by the end of the 20th century, a methodology of women's studies allowing women to defend their rights was formed.
Key words: gender studies; gender differences; gender identity; gender relationship; feminism; women's studies.
Социальное конструирование половых различий, исследование взаимосвязи и влияния на общую картину исторического развития человечества, изучение неравного распределения духовных и материальных благ, престижа и власти между полами являются одними из ключевых вопросов гендерных исследований. Имеют место несколько направлений в вопросе гендерных исследований: гендерная история, включающая в себя историческую феминологию (история женщин) и историческую андрологию (история мужчин), гендерные исследования в исторических науках и, собственно, женские исследования прошлого.
На сегодняшний день востребованным в обществе становится исследование трансформаций ментальности мужчин и женщин. Возникает потребность изучения специфики этих изменений для прогнозирования общественного развития [6, с. 106]. Рассмотрим гендерные исследования с точки зрения философских аспектов и социальных предпосылок. Следует отметить, что проблема взаимоотношений между мужчинами и женщинами имеет глубокие философские традиции, поскольку первые представления о роли полов в системе общественных отношений имели место в религиозных источниках, примером которых выступают Библия и Коран. Представители христианства отдавали главенствующую роль мужчине и предопределяли его власть над женщиной. В Коране же предопределялась схема логичных и направленных по отношению к семье и женщине обязательств. Так, канонические и религиозные тексты косвенно или прямо закрепляли преимущество мужчин перед женщинами [7, С. 208-209].
В основе философских и религиозных направлений Древнего Востока, в частности Древнего Китая, упоминается о гармонии Инь и Ян (женское и мужское начало). Предполагается, что Инь несет в себе женственность, мягкость, спокойствие и гибкость, тогда как Ян обладает мужественностью, активностью и твердой силой. Восточная философия культивирует взаимодействие и взаимодополняемость мужчины и женщины, представляя их как две части единого целого.
В трудах представителей античной философии – Аристотеля, Платона и Сократа наблюдается оппозиция тела (женское начало) и разума (мужское начало). Так, тело аналогично пассивности, нерациональности и чувственности, тогда как разум источник активности, рациональности и справедливости. В силу своей физической слабости женщина не способна к мужским достижениям. Однако, в стремлении гармонизировать отношения между полами, Платон уравнял права мужчин и женщин.
Распространение христианства в эпоху Средневековья способствовало еще большему разделению тела и разума, что укрепило осознание женского образа как низменного, неполноценного и коварного и в конце XV – середине XVII веков спровоцировало охоту на ведьм в Западной Европе. Мужчина позиционировался хозяином как в общественной жизни, так и в семейной сфере [Там же. С. 209]. Первые попытки уравнять мужчину и женщину относятся к эпохе Возрождения, хотя за мужчиной все еще сохраняется доминирующее положение. Т. Мор был первым английским философом, предпринявшим попытку уравнять в правах мужчин и женщин через получение образования. В Новое время, по мнению Ф. Бэкона, женщины подчиняются супругу [1, c. 275], их нравственная сторона не всегда оправдывает ожиданий мужчин [Там же. С. 252], семья является «помехой на пути совершения великих предприятий» [Там же. С. 361], при этом мужчина рассматривается как сила, женщина же слаба и не обладает знанием.
Немецкие философы внесли в разработку гендерной проблемы определенный вклад. Так, Г. Гегель возлагает особую роль на мужчину, затрагивая вопрос противоположности мужского и женского начал и говорит о том, что женщины могут быть образованными, однако для высших наук они не созданы. К женщинам образование «приходит из жизни», мужчины же «достигают своего положения посредством завоевания мысли и других технических средств» [3, С. 215-216]. И. Кант видит в мужчинах и женщинах «людей разного рода», использующих свой разум по-разному и в интерпретации гендерных различий заявляет, что у женщин разум слабее, чем у мужчин [11, с. 330].
В середине XIX века к проблеме угнетения женщин мужчинами обратились К. Маркс и Ф. Энгельс, объясняя возникшую проблему появлением частной собственности вследствие капиталистических отношений, что не имело непосредственного отношения к биологическим различиям. Согласно Ф. Энгельсу, существование классовой структуры и частной собственности явились основными причинами дискриминации индивидов по признаку пола [4]. Через семью мужчины присваивали себе часть времени и труда женщины и не принимали во внимание женский опыт и женские социальные потребности [8, С. 34-51].
На взаимоотношение полов и формирование новых взглядов существенное влияние оказало православие, которое составило основу философской мысли середины XIX века. Представителями русской религиозной мысли выступали Н. Бердяев, Д. Мережковский, В. Розанов и В. Соловьёв, рассматривающие мужской и женский пол как вселенский и человеческий полюсы бытия, отношения между которыми возможны только через взаимопонимание и любовь. Русские философы придерживаются идеала андрогенной личности, гармонии мужского и женского начала [12, С. 63-64].
Разработка гендерной проблематики XX века связана с именем австрийского философа О. Вейнингера, написавшего с натурфилософской позиции работу «Пол и характер. Принципиальное исследование» (1902), в которой выдвигается идея относительно присутствия в каждом человеке бисексуальности, двуполости мужчин и женщин [2].
Во второй половине 50-х годов XX века американский психолог и сексолог Д. Мани, занимавшийся проблемами сексуальной идентичности, выдвинул идею о нейтральности детей при рождении, повлияли на формирование привычного представления о категории «гендер», заимствованной им из английской грамматики и позже использованной в науках о поведении. Его взгляды повлияли на основателя психоанализа З. Фрейда, поднявшего проблему взаимоотношения полов с точки зрения инстинктов различия между ними [13].
Далее следует упомянуть концепцию социального конструктивизма и теорию символического интеракционизма, которые получили наибольшую известность в Америке (Айовская и Чикагская школы). Родоначальниками концепции социального конструктивизма принято считать П. Бергера, Т. Лукмана, написавших работу «Социальное конструирование реальности» (1966) и предпринявших попытку выявить пути, с помощью которых группы людей и индивидуумы принимают участие в создании воспринимаемой ими социальной реальности. Американский ученый Дж. Мид предложил теорию социального интеракционизма (направление в социологии, культурологии и социальной психологии) для наблюдения за возможной реакцией людей не только на поступки других людей, но и их намерения. Процесс интеракций индивидов с обобщенными другими формируются из продуктов значимых символов. Общество задает основную характеристику ролей и ставит индивидов мужского и женского пола перед выбором специфических символов, что позволяет сформировать адекватные реакции. Среди мальчиков и девочек специфические символы выражаются в форме игрушек, одежды, причесок и по-разному распространяются с момента их рождения, что указывает на то, что формирование роли – процесс постепенный и результат внутреннего диалога индивида с обобщенными другими.
Особое место в истории гендера занимает женское движение, первая волна которого пришлась на XIX век и была направлена на борьбу за равенство, тогда как феминизм XX века (феминизм различий) поднял проблему женской «особенности», проблему свободной, автономной женской личности, претендующей на реализацию ее прав. Последовательную смену научных парадигм в истории наука позволила увидеть работа Т. Куна «Теория научных революций» („The Structure of Scientific Revolutions“, 1962), позволившая рассмотреть различия между полами как исторически меняющиеся, а не созданными природой как предполагалось ранее [9, С. 52-53]. Появление первых феминистических журналов в США (“Signs”, “Feminist Studies”, “Women’s Studies Quarterly”) и организация спецкурсов в университетах (Female Studies) стало следствием имевшего место во Франции в 70-е годы «Движения за освобождение женщин» [10, С. 292-293].
Через освоение маркированных психологических черт и характеристик, а также взаимодействие личности и социума происходит осознание субъектом своей принадлежности к культурным определениям мужского или женского. Следовательно, согласно биологическому полу, субъект приобретает определенные формы поведения, и его последующая социализация будет проходить в рамках определенного стандарта. В рамках философии постструктурализма и постфеминистского дискурса рассматривается гендерная идентичность, психоаналитическая концепция З. Фрейда относительно формирования «Я» и философские взгляды М. Фуко на гендерную теорию субъекта [5, с. 144].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что история человечества вплоть до середины XX века была направлена фактически на мужские виды деятельности и мужские персонажи, т.е. представляла собой так называемую «мужскую историю». В конце 60-х – начале 70-х годов на Западе сформировалась проблематика и методология женских исследований, позволившая женщинам выступить в феминистском движении за гражданские и экономические права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES