Ключевые факторы
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
Задача организации
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Вестник
современной науки
Международный электронный
научный  журнал
Публикует последние научные достижения российских и зарубежных исслователей
Телефон:
С 9:00 до 20:00, ВС: Выходной
xcvrey8
Консультация бесплатно
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
768ghgv
Опыт более
10 лет
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
/
2
/
2

Сюй Чжэнюй

← Предыдущая Следующая →
Сюй Чжэнюй

УДК: 811.161.1.

Сюй Чжэнюй

Аспирант, Российский университет дружбы народов

e-mail: xzyu3121@163.com

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАФОР ЖИВОТНЫХ В БАСНЕ И. А. КРЫЛОВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА К ЯЗЫКУ

 

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию образов животных в баснях И. А. Крылова. В баснях с героями-животными заключен глубокий символический смысл – мы видим перед собой типичных представителей российского общества того времени, в котором отображаются различные стороны жизни и проявления человеческой психологии. В работе анализируются символические значения типичного положительного образа животных (соловьев) и отрицательного (лис). Проанализированы факторы, влияющие на формирование символического значения, в итоге получено определенное понимание культурной коннотации русского народа.

Ключевые слова: басни; метафора; образ животных; положительный образ; отрицательный образ.

 

Suy Chenuy

PhD student, Peoples' Friendship University of Russia

e-mail: xzyu3121@163.com

 

RESEARCH OF ANIMAL METAPHORS IN THE BASNA I.A. KRYLOVA FROM THE POINT OF VIEW OF THE COGNITIVE APPROACH TO THE LANGUAGE

 

Abstract. This article is devoted to the study of images of animals in the fables of I.A.Krylov. The fables with animal heroes have a deep symbolic meaning - we see in front of us typical representatives of Russian society of that time, in which various aspects of life and manifestations of human psychology are displayed. The work analyzes the symbolic meanings of a typical positive image of animals (nightingales) and negative (foxes). The factors influencing the formation of symbolic meaning are analyzed, as a result, a certain understanding of the cultural connotation of the Russian people is obtained.

ВВЕДЕНИЕ

Басни И. А. Крылова – это не только важная составляющая русской классической литературы, но и русской культуры в целом. Язык и культура каждого народа тесно связаны между собой. Таким образом, изучая своеобразие языковых средств в баснях И. А. Крылова, мы познаем русскую культуру.

Как правило, персонажи басен Крылова представлены животными. Как и люди, эти животные способны думать и говорить, испытывать страсти и желания, а также различать мудрость и глупость. По сути, герои басен являют собой типичных представителей общества того времени.

Образ животных создается метафорой, которая всегда была актуальной темой для лингвистов. Метафора – это «уподобление одного явления другому на основе семантической близости состояний, свойств, действий, характеризующих эти явления, в результате которого слова, предназначенные для обозначения одних объектов действительности, употребляются для наименования других объектов на основании условного тождества приписываемых им предикативных признаков» [2, с. 177-178; 4, с. 304]

Метафора является особой техникой и способом косвенного и образного выражения смысла [1, с.7-9]. Метафора содержит точную характеристику описанного объекта: изучение метафоры позволяет «увидеть то сырье, из которого делается значение слова»[Там же, с. 50]. Средством метафоры выделяются их характерные черты животных: положительные и отрицательные.

Положительные образы животных в баснях И. А. Крылова

Соловей – миниатюрная птица с серо-коричневыми перьями, издающая красивые звуки, очень любима русскими людьми. Голос соловья – важная особенность этой птицы. По своим физиологическим характеристикам образ соловья сопоставим с людьми, обладающими выдающимися певческими голосами, широким диапазоном голоса. Так, в басне «Осел и Соловей» хвалят Соловья: «Ты, сказывают, петь великий мастерице» [3, с. 89], то есть как великого певца хвалят за его пение: «Любимцу и певцу Авроры, как прекрасная богиня зари» [Там же, с. 89].

Пусть даже цвет его перьев не великолепен и не заметен, он признан хорошим певцом, что недоступно, например, таким птицам, как кукушка, то есть это глубоко скрытый незаурядный талант. Например, в басне «Павлин и Соловей» боярин пришел на рынок, чтобы купить птицу с хорошим звуком, но определял ее по красоте перьев, упорно думая: «Та птица перьев и тело так малы. Не можно она певицею была» [Там же, с. 334]. То есть Соловей с короткими перьями и маленьким телом не должен хорошо петь в отличие от Павлина с тонкими и красочными перьями. Поэтому «невежда в физике, а в музыке знаток» купил павлина, который совсем не умел петь. Крылов в морально-нравственной части басни, говорит, что «глупо голоса по перьям выбирать» [Там же, с . 335], и предупреждает читателей, что о людских талантах непросто делать выводы по внешнему виду.

Из-за выдающихся певческих способностей Соловья он часто становится игрушкой сильных людей. Среди людей этот образ используется как символ тех, кто слаб и талантлив, ему завидуют и даже преследуют, но он не может дать отпор. Так, «бедняжка Соловей, чем пел приятней и нежней, тем стерегли его плотней». В басне «Кошка и Соловей» «поймала Кошка Соловья, в бедняжку когти запустила и, ласково его сжимая, говорила: «Соловушка, душа моя!»… Но наш певец не пел, а только что пищал». [Там же, с. 273].

Отрицательные образы животных

Из коварных и жестоких зверей чаще всего в баснях Крылова встречаются лисы, что имеет репрезентативное символическое значение. Лисы принадлежат к семейству собак и являются хищниками. Их жизненные привычки схожи, они предпочитают охотиться ночью, зачастую люди воспринимают их жадными и жестокими.

В древние времена лисы легко проникали в дома людей, охотясь на домашний скот и птицу. Так, например, в басне Крылова «Крестьянин и Лисица» Мужик отругал Лису за воровство цыплят. В басне «Воспитание Льва» говорится: «Лиса умна, да лгать великая охотница она») [Там же, с. 111]. Люди, как правило, не доверяют лисам, а если такое случается, потом жалеют об этом. Поэтому в русской культуре образ лисы символизирует лицемерного, льстивого, хитрого, вора и коварного человека.

Крылов в своем творчестве полагается на свой «трехдюймовый язык», поэтому часто задевает в своих произведениях власть имущих, дает советы так называемым львам, пользующихся любой возможностью для получения прибыли. Например, Лиса, вышедшая из курятника, «накушавшись досыта. И добрый ворошок, припрятавши в запас», сталкивается с голодным Волком и с сочувствием в голосе говорит ему: «Бедняжка куманек? Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог». Она приглашает его полакомиться сеном. Кажется таким добрым, но на самом деле лишь притворяется щедрой, отдает то, что ей самой не нужно. А Лиса из басни «Ворона и Лисица», увидев, что Ворона держит в руках кусок восхитительного сыра, он воспользовалась возможностью, чтобы польстить вороне: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! и, верно, ангельский быть должен голосок! Ведь ты б у нас была царь-птица» [Там же, с . 5]. Как известно, «вещуньи от похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло». Лиса обманула Ворону, у которой изо рта выпал сыр, когда она «каркнула во все свое воронье горло».

Заключение

В баснях И. А. Крылова фигурируют разные образы животных, которые наделены богатым символическим значением.

Образ соловьев символизирует певца с красивым голосом, с талантом. А образ лиса – это символ хитрости, коварности, представляет истинное воплощение проницательности. Аллегорическая форма басни позволяла понимать ее неоднозначный смысл, давая возможность, с одной стороны, обходить цензуру, с другой стороны, предлагать многоплановую трактовку изображаемых явлений и образов, что иногда предполагало как положительную, так и отрицательную сторону. Именно широта трактовки обеспечила многим басням актуальность на все времена.

Список литературы

 

1.Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс.// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 7–9.

2.Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. – СПб: Филологический факультет // Государственный университет, 2002. – С. 177-178

3.Крылов И. А. Полное собрание сочинений: в 3 т. Том III [Текст] / И. А. Крылов. М.: Гослитиздат, 1945. С. 50

4.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. Изд. 3-е. И.: Издательство ЛКИ, 2007. 304 с.

REFERENCES

1.Arutyunova N. D. Metafora i diskurs.// Teoriya metafory: Sbornik: Per. s ang., fr., nem., isp., pol'sk. yaz. / Vstup. st. i sost. N. D. Arutyunovoj; Obshch. red. N. D. Arutyunovoj i M. A. ZHurinskoj. M.: Progress, 1990. S. 7–9.

2.Glazunova O.I. Logika metaforicheskih preobrazovanij. – SPb: Filologicheskij fakul'tet // Gosudarstvennyj universitet, 2002. – S. 177-178

3.Krylov I. A. Polnoe sobranie sochinenij: v 3 t. Tom III [Tekst] / I. A. Krylov. M.: Goslitizdat, 1945. S. 50

4.Novikov L.A. Hudozhestvennyj tekst i ego analiz. Izd. 3-e. I.: Izdatel'stvo LKI, 2007. 304 s.

 

Оставить заявку
Напишите нам и наши специалисты перезвонят через 15 минут!
Контакты
Бесплатный звонок по России
ООО "Центр СНИ и ОТ"
ИНН 7726473433
ОГРН 1217700055980

e-mail: info@vestnikcs.ru
WhatsApp +7962 3617565
Электронная почта:
info@vestnikcs.ru
Наш адрес
г. Москва, ул. Болотниковская 5-3
Пн-Пт с 8.00 до 20.00
Copyright © 2021
Связаться с нами
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Оставить заявку
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена